Ложь встречается у детей довольно часто. Однако это требует их усилий и быстрого мышления. Дети учатся лгать еще в возрасте 2 лет, но только в старшем возрасте они становятся способны лгать убедительно.
Примерно в возрасте 6-7 лет с детьми происходят изменения. Они не только понимают и интерпретируют социальные правила, также в этом возрасте у них развивается такая важная познавательная функция как кратковременная память. Кратковременная память – это способность человека запоминать и обрабатывать информацию.
Психологи провели исследование с целью изучить, связана ли кратковременная память с ложью. Это важно, потому что ложь предполагает хранение в краткосрочной памяти сразу нескольких фактов, чтобы ложь была успешной. Вы должны помнить, что вы уже говорили ранее, что собеседник уже может знать и соотносить это с тем, что вы собираетесь сказать (т.е. солгать). Кроме того, вы должны помнить, что вы сказали, если вас спросят об этом позже.
В исследовании приняли участие дети в возрасте 6-7 лет. В первую очередь ученые измерили их кратковременную память: им предлагалось запомнить последовательности предметов (например, произвольных букв, которые высвечивались на экране компьютера).
Затем была определена степень их склонности ко лжи: с детьми был проведен эксперимент, называемый «сопротивление искушению». На этом этапе целью было создать для ребенка заманчивую ситуацию. Ему последовательно задавали вопросы, например: «Какие звуки издает собака?» и за каждый правильный ответ давали вознаграждение.
Последний вопрос в этой серии касался мультфильма, которого на самом деле не существовало: «Как зовут главного героя мультфильма «Космические герои»?». Прежде чем ребенок давал ответ, исследователи выходили из комнаты и говорили ребенку, чтобы он не подглядывал в карточку, которая лежала на столе.
В результате исследования было сделано два вывода:
1. Дети не могут противостоять искушению подсмотреть ответ в карточке и лгут об этом.
Почти все испытуемые, которые подсмотрели ответ, солгали об этом, когда исследователи спрашивали их об этом. В комнате была установлена скрытая камера, которая давала возможность установить это.
2. Дети с хорошей краткосрочной памятью лгут убедительнее.
Эти дети скрывали свою ложь, делая свои предположения более убедительными, например: «О, это мой любимый мультфильм, я смотрю его каждую субботу. Они могли правдоподобно лгать и при ответах на другие вопросы.