Как часто родители выходят из себя, видя, что сын или дочка копается возле своего шкафчика с одеждой или, замечтавшись, сидит в одном носке!
Сколько терпения нужно бабушке или маме, когда ребенок-первоклассник никак не может начать выполнять домашнее задание, потому что ему не удается найти нужный учебник!
Как трудно не рассердиться маме с папой, видя в очередной раз в дневнике сына-пятиклассника надпись «Опоздал в школу!», несмотря на то что каждое утро родители только и делают, что торопят его: «Быстрее! Опоздаешь!»
В самом деле, трудно сохранять терпение с медлительным ребенком, или, как его еще называют, копушей. Тем не менее психологи считают, что понукания, мольбы и приступы гнева родителей не помогают решению этой проблемы.
Ведь чаще всего ребенок ведет себя так не для того, чтобы позлить родителей, а потому что это особенность его нервной системы. Есть дети, которые легко переключаются с одной деятельности на другую, а есть те, у которых переключение на новый вид деятельности и сосредоточение на ней требует больше времени. Как правило, это свойственно детям с флегматическим темпераментом. Иногда медлительность может быть следствием протеста против той деятельности, к которой принуждают ребенка.
Понукание медлительного ребенка приводит зачастую к противоположным результатам: он начинает тревожиться, что не оправдает ожиданий, не справится с поставленной задачей, и эта тревога еще больше тормозит его двигательную активность.
Что же в таком случае можно посоветовать родителям?
Будьте осторожны в негативно-оценочных высказываниях в адрес ребенка, таких как: «копуша», «он у нас всегда медлительный», «ничего не можешь делать быстро» и т.п. Родители для маленького ребенка — авторитет, и их оценка его возможностей для него не подлежит сомнению. Хвалите ребенка всякий раз, когда ему удается сделать что-то быстрее, чем обычно.
Обратите внимание, в каких случаях ваш ребенок медлителен. Если это происходит в основном тогда, когда вы отрываете его от интересного занятия, то его медлительность, скорее всего, является протестом против того, что ему сейчас не хочется делать. Как можно чаще давайте ребенку возможность выбора занятия для себя!
Не дергайте и не отрывайте ребенка от игры без необходимости. Взрослые не любят, когда их отвлекают от дел, тогда как сами ежедневно по нескольку раз прерывают игру ребенка, заставляя его делать то, что ему не нравится.
Предупреждайте заранее ребенка о том, что ему нужно будет прервать свое занятие. Пример: «Через 10 минут заканчивай играть и одевайся на прогулку». Если малыш еще не знаком с часами, ему трудно определить, прошло 10 минут или нет. Тогда можно воспользоваться будильником и сказать ребенку, что когда он услышит сигнал, пора закончить игру. Вместо будильника можно воспользоваться той же функцией мобильного телефона, установив разные детские мелодии сигналов завершения игры, одевания и т.д. Мелодии можно выбирать вместе с ребенком.
Если ваш ребенок — школьник, долго включающийся в работу, распределяйте выполнение его домашнего задания так, чтобы самое трудное было в середине (в начале работы он еще не будет достаточно сосредоточен, а в конце — уже утомлен).
Если вы что-то спрашиваете у ребенка, дайте ему время подумать. Требование незамедлительного ответа и страх ошибиться тормозит мыслительную деятельность. Можно сказать так: «Подумай над вопросами по этому параграфу, через 5-10 минут я послушаю ответы».
Ошибкой будет постоянно акцентировать внимание на неудачах ребенка, одновременно воспринимая его успехи как должное и оставляя их без похвалы. У него может сложиться впечатление, что он все делает плохо, а следовательно, сам тоже плохой. Обязательно хвалите ребенка за все, что у него получается хорошо!