Содержание:
Сегодня всё яростнее идёт родительская гонка по воспитанию гениев. Тема раннего развития – в топе внимания мам и пап. Но на пути к этой цели родители могут упустить серьёзные проблемы у детей, вплоть до аутизма. Как правильно оценить развитие младенца?
Наш эксперт – педиатр-неонатолог, детский невролог, руководитель центра коррекции развития детей раннего возраста научного отдела неонатологии и патологии детей раннего возраста НИКИ педиатрии и детской хирургии, профессор кафедры инновационной педиатрии и детской хирургии РНИМУ им. Н. И. Пирогова, доктор медицинских наук Елена Кешишян.
Пошёл в рост
Елена Нечаенко, aif.ru: Елена Соломоновна, современные дети иные, нежели 30 лет назад? Гаджеты, цифровизация, плохая экология, химикаты в пище ухудшили их когнитивные способности?
– Безусловно, дети поменялись, но не стали глупее. Скорее, изменилось их восприятие. И существенно увеличился размах колебаний нормы. Если раньше все дети в 7 лет умели примерно одно и то же, то сегодня вариативность возможностей огромна. А от этого зависит, как ребёнок будет учиться, в какую именно школу ему лучше пойти, как он будет воспринимать обучение. То, что сегодня ребёнок впереди сверстников, вовсе не означает, что таким же успешным он будет завтра.
– Складывается впечатление, что аутизм и расстройства аутистического спектра (РАС) стали крайне распространены.
– К сожалению, это так. Ежегодный прирост таких расстройств оставляет 13%, что стало одним из вызовов педиатрам. Аутизм – очень сложное состояние, которое определяет специфику развития ребёнка, особенности его поведения и коммуникации. Причины этого явления до конца не поняты, но активно изучаются.
– Много говорят о гипердиагностике аутизма. Действительно ли этот диагноз часто ставят необоснованно?
– РАС нередко путают с другими нарушениями. Например, ребёнок может плохо слышать или видеть, вследствие этого не говорит, выглядит отстранённым, что может дать педиатру основание заподозрить у него аутизм. У малыша могут быть и генетические заболевания, которые также дают клиническую картину РАС. Поэтому первая задача педиатра – понять, к какому именно врачу надо направить ребёнка. Если есть подозрения на нарушения слуха или зрения, недостаточно показать малыша офтальмологу и оториноларингологу, нужна консультация сурдолога и исследование слуховых потенциалов, а также надо выяснить, как обстоит дело с проводимостью зрительного нерва.
Если РАС подтвердится, дальнейший маршрут ребёнка будет совершенно иным – придётся организовывать занятия с нейропсихологом, дефектологом, логопедом.
Задание для родителей
– Отклонения в развитии важно начать корректировать как можно раньше. Но как их выявить в раннем возрасте?
– Сегодня педиатру недостаточно оценить прибавку роста и веса малыша, выяснить, как он ест и спит, послушать его лёгкие и осмотреть кожные покровы. Абсолютно необходимо удостовериться и в том, что у ребёнка идёт прирост психомоторных навыков, и выявить детей, у которых этого не происходит. Такая диагностика позволит предотвратить запущенные ситуации, когда родители ничего не подозревали и только к трём годам ребёнка понимают, что у него что-то не так. Чтобы повысить эффективность педиатрической помощи детям, имеющим поведенческие особенности или задержку развития, прежде всего важно внедрить в практику диспансерного наблюдения систему скрининга, направленного на оценку психомоторных функций ребёнка, его поведенческих особенностей, а также на оценку прироста этих навыков.
– Все родители знают, что в определённый срок малыш должен начать держать головку, переворачиваться, сидеть, ползать, ходить. Но оценки только этих навыков недостаточно?
– Это очевидные моторные навыки. Оценивать психомоторику гораздо сложнее. Риски аутизма определяют прежде всего коммуникативно-социальная и когнитивная (познавательная) функции. Не надо ждать трёх лет, первые выводы о состоянии познавательной функции малыша можно сделать уже по тому, как он рассматривает игрушку, как её использует. А сделать выводы о его слухе и речевых возможностях – по тому, в какой момент у него появляются звуки, как они меняются. Такие наблюдения помогут понять, надо ли стимулировать речь. Для этого есть особые технологии, в том числе с помощью пищи, массажа, соски и т. д. Для комплексной оценки психомоторного развития важно проанализировать состояние зрительной функции – как у ребёнка развиваются поля зрения. От этого зависит его любознательность. Необходимо учитывать и темперамент. На основании общей картины педиатр может разработать индивидуальную программу развития.
Шкала помощи
– Как педиатр оценивает психомоторные навыки ребёнка?
– Есть современные шкалы, которые позволяют врачу провести скрининг буквально за 5–7 минут, чтобы выявить специальные реперные точки и как минимум отделить норму от патологии. Но педиатров надо обучать пользоваться такими шкалами. Владение данной методикой в условиях, когда РАС стали распространённым явлением, просто необходимо. Благодаря этому умению врач может дать ценные советы родителям, как и чем надо целенаправленно заниматься с ребёнком, во что играть, как контролировать его состояние, чтобы потенцировать те функции, которые недостаточно развиты. Это совершенно новая идея, но она поддерживается Всемирной организацией здравоохранения, которая даже внедрила новый тип ухода за ребёнком – «уход в целях развития». Разумеется, часть детей будет дополнительно нуждаться в помощи логопедов, дефектологов, нейропсихологов.
– А сами родители могут использовать шкалы?
– Это бессмысленно. Для того чтобы их правильно интерпретировать, нужны специальные знания, которых у родителей нет. Тем не менее роль семьи очень важна. Поэтому сейчас разрабатывается специальная платформа по мониторингу индивидуального развития, которая будет называться «Мир ребёнка». В ней будут простые вопросы (от 6 до 40 в зависимости от возраста ребёнка), на которые родители могут сами ответить, оценив слух, зрение, внимание, коммуникацию, особенности движения и познавательной функции своих детей. Вопросы самые разные, например, как наклоняет малыш голову во время игры, как берёт предметы и ставит кубики, строя пирамидку, как проходит в дверной проём и т. д. Программа автоматически обработает ответы и подскажет, на что стоит обратить внимание.
– Сколько же придётся ждать, чтобы произошли такие кардинальные перемены в подходе к оценке раннего развития детей?
– Думаю, это произойдёт в ближайшие 5–7 лет – такая необходимость назрела. Для этих нововведений нужно не так много затрат, как кажется.
Важно!
Дети с аутизмом:
- настроены «на свою волну»;
- гораздо позже начинают говорить и могут не использовать жесты;
- играют в игрушки необычно, могут часто совершать повторяющиеся действия;
- плохо координированы, неправильно оценивают расстояния;
- с трудом переносят шум, запахи, прикосновения, у них сниженный болевой порог;
- не различают день и ночь;
- согласны есть ограниченный набор продуктов.
Оцените материал