Родители и учителя знают: подростковый возраст (13-20 лет) полон болезненных переживаний. Собственный внешний вид — одна из главных проблем, которые волнуют подростка любого пола.
Психологический смысл экспериментов со внешностью — желание изменить себя, поиск своего образа, послание миру таких же подростков о том, кем он хочет быть. В силу своей повышенной ранимости и восприимчивости к чужим высказываниям подросток часто оценивает свою внешность негативно.
Татуировки, пирсинг, рожки на лбу, тоннели ушах, яркий макияж, кислотный цвет волос, подкачанные губы, силикон под кожей, странные прически, вызывающая одежда — отчаянная попытка привлечь к себе внимание через подражание музыкальным кумирам, youtube-блогерам, персонажам из компьютерных игр и аниме.
Психологи считают, что порывы кардинально изменить свою внешность говорят о нестабильности психики ребенка. Именно поэтому родителям важно воспринять желание подростка сделать что-то со своим телом не просто как глупую блажь, но как сигнал о чем-то, что происходит в его внутреннем мире, повод поговорить по душам, и задуматься, не потеряна ли близость в отношениях с ним.
Как правило по прошествии некоторого времени эксперименты над внешностью и недовольство собой остаются в прошлом. Однако иногда случается так, что критическое отношение к своей внешности приобретает болезненный характер (дисморфофобия) и затягивается на долгие годы.
Основные симптомы:
симптом зеркала — постоянное, навязчивое разглядывание себя в зеркале;
симптом фотографии — избегание или категорический отказ фотографирования, уничтожение собственных фотографий;
поглощенность мнимыми физическими дефектами;
депрессивные состояния;
проблемы коммуникации.
Чаще всего недовольство вызывают состояние кожи, рост, вес, отдельные черты лица (нос) или формы тела.
Опасность заключается в том, что “незначительное” расстройство может перерасти в серьезное заболевание. На фоне сильных депрессивных переживаний даже случаются попытки суицида. Подростку с низкой самооценкой и комплексами внешности необходима помощь психолога.
Что делать родителям?
Поддерживать.
Прежде всего обеспечить своему подрастающему ребенку поддержку и понимание. Быть позитивным, спокойным и доброжелательным родителем. Тогда, даже при наличии проблем в общении со сверстниками, подросток будет ассоциировать себя со своей благополучной семьей.
Быть лояльными.
Кое-что из экспериментов можно и разрешить. В конце-концов, подростковый возраст — самое подходящее время исследовать собственные границы.
Волосы со временем отрастут, яркая краска смоется, проколы ушей можно украсить оригинальным сережками, а вместо постоянного тату предложить временный рисунок, который не будет деформироваться со временем, не выйдет из моды через 10 лет и не несет риска заражения опасными болезнями.
Обратиться к психологу.
Нередко подростки экспериментируют, находясь в состоянии конфликта с родителями. Решение этой ситуации также в руках взрослых. Им нужно честно понять, где и что они упустили, и как можно разрешить конфликт. И если, скажем, тату уже набито, попытаться без подколов и критики, узнать, зачем ребенку понадобилось менять внешность. Если же попытки самостоятельно договориться ни к чему не приводят, важно посетить психолога, не пуская ситуацию на самотек.
Открыть новые возможности.
Попытаться выяснить, чего именно не хватает подростку, какие комплексы он испытывает. Возможно, он испытывает стеснение в общении со сверстниками или считает свою жизнь скучной. Это можно исправить с помощью новых увлечений и знакомств. Этой цели прекрасно послужит посещение курсов и тренингов личностного роста вне школы.