Не секрет, что дети без энтузиазма выполняют домашние обязанности, и при каждом удобном случае отлынивают от них. А кто-то и вовсе не знает, что это такое. Но ситуация не такая безвыходная, как кажется. Если не подавлять активность ребенка, а направлять ее в мирное русло — например, привлекать к выполнению домашних дел, то через некоторое время у вас появится незаменимый помощник. С чего же начать, и как развить в ребенке стремление помогать?
Когда начинать?
Чем раньше, тем лучше. Можно назвать два основных признака готовности ребенка стать помощником:
малыш адекватно реагирует на просьбы (например, если попросить его принести пульт от телевизора, то он сделает именно это);
в его лексиконе появляется слово «сам».
И как бы вам не хотелось отстранить малыша, к примеру, от мытья полов, потому что это быстрее сделать самой, помните: подавляя в младшем дошкольном возрасте желание ребенка помогать, можно больше и не дождаться этого порыва.
Что делать?
Сейчас привлекать детей к домашним делам не так просто: в городских семьях быт устроен таким образом, что детская помощь почти не нужна: много техники, приспособлений, и проще обойтись без помощи, чем долго объяснять, что к чему и контролировать процесс. Получается, нет надобности включать ребенка в круг домашних обязанностей. Тем не менее делать это надо. Быт и самостоятельность очень связаны. Отсутствие же самостоятельности мешает развитию.
Развивать самостоятельность
Начнем с бытовой самостоятельности — это каждодневные дела по самообслуживанию: убирать игрушки, одеваться/раздеваться, застилать постель, наливать воду в стакан, расставлять на полке книги, подметать крошки на кухне или вытирать после себя воду в ванной. Безусловно, это не всегда будет выполняться с радостью, ведь играть веселее и интереснее.
Чтобы малыш запомнил, что ему нужно делать, придется много-много раз повторять. Сам он ничему не научится, надо НАПОМИНАТЬ, НАСТАИВАТЬ, ПОМОГАТЬ (немного), ПООЩРЯТЬ.
Создавать структуру
Прекрасный возраст для создания структуры и появления первых домашних обязанностей — 3-4 года, когда можно научить раскладывать по местам не только свои вещи, но и предметы в общих зонах: ложки/вилки, кастрюли, упаковки с продуктами, тапочки. Можно привлекать ребенка к раскладыванию покупок по местам: так маленький хозяин или хозяйка будут знать, что где лежит в зоне их досягаемости, и смогут при необходимости эти предметы быстро находить и использовать при сервировке стола, например, или при приготовлении ужина с мамой. Так же дети, зная, что и где лежит, будут быстро одеваться на прогулку.
Важный момент: дети учатся медленно, и для того, чтобы усвоить навыки самостоятельности и наведения порядка, потребуется от трех месяцев до полугода, если делать это ежедневно! Если у родителей не хватает терпения и настойчивости, то дела не становятся каждодневными, то есть не будут обязательными.
Мы сейчас говорим о детях 3-4 лет, и если ваш ребенок старше, допустим, ему 7-9 лет, то домашние обязанности для него так же начинаются с самообслуживания и создания структуры (порядка).
Если ребенок хорошо ориентируется в доме, знает, что где лежит, привык к порядку, то его каждодневное участие в бытовых вопросах будет побуждать его складывать вещи по местам и поддерживать порядок.
Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки