Мама говорит маленькому Витюше, чтобы он прекратил бегать по кухне. Затем мама говорит ему, чтобы он не бегал по коридору. Теперь мама кричит на Витюшу, чтобы он прекратил бегать по остальной части дома, и уже готова выйти из себя и отшлепать малыша…
Расстроенные родители кричат на детей и шлепают их просто потому, что не знают других способов заставить их слушаться. Однако доказано, что крики и шлепки вызывают все новые и новые проблемы. Дети, которых шлепают или на которых постоянно кричат, более склонны к агрессивности, имеют менее развитые навыки решения проблем, а также более низкую самооценку.
Однако когда взрослые используют другие способы, чтобы простимулировать послушание и сотрудничество, дети лучше адаптируются к окружающей обстановке, лучше взаимодействуют с родителями и сверстниками и с большей готовностью выполняют требования старших.
Вот как это действует
Помните притчу, в которой говорится о том, что внутри каждого из нас живут два волка – один хороший, а другой плохой? При этом они постоянно борются друг с другом. Какой из них победит? А победит тот, которого вы кормите, потому что тем самым вы делаете его сильнее.
Поведение детей устроено аналогичным образом. Питая негатив, мы укрепляем плохое поведение. Питая позитив, мы укрепляем хорошее поведение. И наше внимание является именно тем, чем мы питаем («кормим») каждый из данных типов поведения.
К сожалению, многие родители фокусируют свое внимание именно на плохом поведении. Таким образом, они подпитывают не того волка. Они кричат «Прекрати это!» и «Прекрати то!». Но это неправильно. Основной акцент должен делаться не на том, чтобы застать ребенка за проявлением плохого поведения, а на том, чтобы застать его за проявлением хорошего поведения и обратить на него свое внимание.
Мама пробует вести себя с Витюшей иначе. Когда он начинает бегать, она предлагает ему пойти в свою комнату и поиграть с его любимым конструктором. В то время как Витюша спокойно играет, мама подходит к нему и просто подчеркивает то, как он хорошо играет. Малыш продолжает спокойно играть, и через несколько минут мама подходит к нему и снова говорит о том, как ему здорово удается заниматься конструированием. Они улыбаются друг другу, и мама заключает Витюшу в свои объятия.
Правда состоит в том, что на самом деле Витюша всегда хорошо слушался маму. Каждый раз, когда она говорила ему прекращать бегать где-либо, он делал это и просто отправлялся бегать в другое место.
Мы не можем быть уверены в том, что наши дети сразу же будут знать, что им делать, как только мы скажем им о том, чего делать не надо. Поэтому лучше скажите ребенку прямо, чего вы от него ждете, и установите обратную связь с ним после того, как он вас послушается. Обратная связь – это то, как вы будете питать желаемое поведение ребенка своим вниманием.
Всё, что вам нужно сделать для обеспечения обратной связи, – это упомянуть о хорошем поведении ребенка: «Ты так спокойно играешь!», «Ты поделился своей игрушкой!»… Если вы забыли вовремя упомянуть о хорошем поведении ребенка, скажите ему об этом позже, например, перед сном: «Ты сам собрал сегодня все свои игрушки!».
Ключ в том, чтобы подпитывать надлежащее поведение ребенка. Всякий раз, когда вы видите, что ваш ребенок делает то, что вы хотели бы, чтобы он повторил (и не раз), обеспечьте наличие обратной связи, обратив свое внимание на его хорошее поведение.
Витюша теперь уже в постели. И малыш, и мама хорошо себя чувствуют как в отношении своего собственного поведения, так и в отношении друг друга. Дома спокойно. Мама пьет чай и отдыхает.
Просто застаньте ребенка за добрым делом и скажите ему об этом – и вы оба будете рады тому, что сделали!