Содержание:
Где начинается травля?
В феврале в Youtube вышел фильм проекта «Нормальные люди» «Я встретил тех, кто меня травил». На днях авторы опубликовали полное интервью с одним из героев фильма — Димой Зицером, автором подкаста «Любить нельзя воспитывать», директором школы «Апельсин» в Санкт-Петербурге. Мы посмотрели запись и пересказали для вас основные идеи.
Что такое свобода
Зицер уточняет, что означает полная свобода в его школе. Речь, конечно, не о вседозволенности, а о том, что «всем людям можно одинаковое». Поведение требует рамок и правил, о которых люди договариваются. В «Апельсине» правила установлены в конституции плюс есть парламент, состоящий из учеников, который наделен значительной властью: он может, например, уволить директора, может принять или отвергнуть правила, которые предлагают педагоги.
«Я не говорю: „Мы взрослые, мы лучше знаем“. Это дискриминация, эйджизм, независимо от того, как это аргументировано, — рассказывает Зицер. — Как только я использую эту фразу, я встаю на скользкую дорожку того самого буллинга. У меня может быть опыт, которым я могу поделиться, — это другое».
В школе «Апельсин», по словам директора, не бывает буллинга и вот как этого удается достигать.
Лекарства от буллинга
1. Усложнять
Буллинг — это упрощение отношений, когда мир воспринимается как черно-белый, в нем есть правильные и неправильные люди, есть ситуации, в которых я могу вести себя только так — и никак иначе.
Агрессор не разбирается, он действует по самому простому привычному алгоритму, которому его научили. Задача педагога спросить: «Что ты чувствовал и что ты хотел сказать? Что с тобой произошло?»
В большинстве случаев человек задумывается: «А действительно, что я хотел сказать? И почему я не сказал, а пошел таким путем?»
Одна из функций школы — ставить человека в ситуацию, когда он начинает понимать себя, затем — другого и свое место среди других. Это и есть усложнение.
2. Познавать свою уникальность
Педагог в школе должен разговаривать с людьми не о том, чем мы похожи, а о том, чем мы отличаемся. Как только человек поймет свою уникальность, он сможет понять уникальность другого.
Если кто-то будет мешать этой уникальности, он сможет поговорить об этом, потому что в школе его этому научили.
«История про то, что „мы сейчас все в едином порыве“ — это начало буллинга, „коллектив“ — это начало буллинга. Мы прекрасны вместе в своем разнообразии. Чем мы разнообразнее, тем круче: какие возможности взаимодействия, выбор!» — говорит Зицер.
Начиная с детского сада, с детьми нужно обсуждать не то, что они «могут дать коллективу», а каков каждый из них и в чем его особенность.
3. Уметь обращаться со своим гневом
Чьи-то особенности, конечно, могут задевать и вызывать гнев. Человека следует обучать, как с этим чувством обращаться, чтобы у него были наготове разнообразные инструменты: можно уйти, можно высказать и т.д.
Ярость и буллинг — не одно и то же, «гнев не означает травлю, а означает, что я сам не могу с чем-то в себе справиться».
«Вся история буллинга — это практическая история», — говорит Зицер. Он рассказал, как общался с мальчиком «с опытом буллинга»: попробуй понять, что с тобой происходит на физическом уровне, как это — когда у тебя начинают сжиматься кулаки, начинаешь скрежетать зубами; и думай не о том, что так поступать нехорошо, а как себе сейчас можно помочь.