«Как дела в школе?», «Что вы сегодня учили?» и т. д. – самые распространенные вопросы, которые задают родители, когда их ребенок возвращается домой из школы. Наверняка вы и сами считаете эту фразу неудачной. Но раз за разом вы ее произносите.
Возможно, вы спрашиваете ребенка немного по-другому: «Что нового ты узнал сегодня в школе?». Но и эта фраза ненамного лучше. И вот почему.
Во-первых, такие фразы показывают вашу отстраненность. Вы попросту не знаете, что ребенок учит в школе. Вы оставляете весь процесс обучения ребенка на усмотрение школы (ведь для этого школа и существует, верно?). Если это так, вы имеете слишком смутное представление о том, насколько ваш ребенок понимает окружающий мир. И вы можете говорить об этом с ребенком только в общих чертах, основываясь на том, что он знает из школы.
Во-вторых, такие общие вопросы не дают ребенку возможность говорить о своих чувствах – о том, что его впечатлило или затронуло. Вы можете узнать об этом только в редких случаях – когда ребенок сам захочет этим поделиться.
Важна и сама постановка вопроса. Ребенок еще не осознает, как проходит его обучение – что он узнает и насколько это важно. И если вы спрашиваете его: «Что нового ты узнал сегодня в школе?», он будет отвечать вам что угодно, лишь бы вы не подумали, что он не узнал ничего нового.
Так что же делать родителям? Не акцентируйте внимание на результатах учебы – спрашивайте ребенка о его впечатлениях, усилиях и чувствах. Рассмотрим несколько альтернативных вопросов, которые вы можете задавать ребенку, когда он возвращается из школы.
Вопросы, которые можно задать ребенку вместо «Что вы учили сегодня в школе?»
1. Что сегодня было для тебя наиболее интересным?
2. Был ли сегодня момент, когда ты почувствовал себя сбитым с толку? Что ты сделал в этой ситуации?
3. Что тебя сегодня больше всего удивило? Не сбило с толку, а именно удивило.
4. Если бы ты сегодня был более собранным (активным, внимательным), что было бы сегодня по-другому?
5. Когда ты сегодня больше всего проявил творческие способности?
6. Расскажи один забавный, один полезный и один необычный факт, который ты сегодня узнал.
7. Что для тебя означает, что день в школе прошел удачно? Как ты это чувствуешь?
8. Почему твои друзья ходят в школу? Что им интересно?
9. Кто сегодня больше и лучше работал на уроке – учитель или ученики?
10. Откуда еще ты мог узнать то, что сегодня рассказывал учитель на уроке?
11. Как учитель проявляет заботу на уроке?
12. Что ты сегодня узнал нового и откуда?
13. О чем бы ты хотел узнать больше?
14. Что для тебя самое важное из того, что ты сегодня узнал? Что ты не считаешь важным?
15. Был ли сегодня момент, когда ты решился на что-то? Чем это закончилось?
16. Что ты сегодня узнал из книг?
17. Что ты сегодня узнал от друзей?
18. Что ты сегодня узнал от учителя?
19. Что тебе до сих пор остается непонятным?
20. Что из того, что ты сегодня услышал, тебе особенно запомнилось?
21. Как ты думаешь, что вы будете завтра учить по математике (истории, географии)?
22. Как ты думаешь, как можно применить в жизни то, что ты сегодня узнал?
23. Что тебе больше всего мешает в учебе?
24. Какое открытие ты для себя сделал сегодня?
25. Как ты думаешь, зачем нужно учить то, что вы сегодня учили?