Интервью с известным американским психологом Россом Грином, автором книги «Взрывной ребенок: новый подход к воспитанию и пониманию легкораздражимых, хронически несговорчивых детей»
Многие дети кажутся счастливыми, послушными и готовыми помогать, пока они получают то, что хотят. Пока вы не столкнетесь с ситуацией, когда что-то идет не по сценарию ребенка, вы можете и не подозревать, что в его поведении есть и другая сторона. Маленькие дети не могут эффективно справляться с проблемами, переключаться от ожиданий к реальности, принимать тот факт, что они не всегда будут получать то, что хотят, и т. д. Эти ситуации могут приводить к истерикам. Несмотря на то, что родителей беспокоит и раздражает такое поведение, оно вполне нормально для их возраста (этот возраст называют «ужасный второй год»). Однако если ребенок не пройдет эту стадию развития или, наоборот, если его поведение с возрастом ухудшится, он может стать упрямым и вспыльчивым, иными словами, проявлять «взрывное» поведение.
Не существует единых признаков «взрывного» поведения у детей. Чаще всего психологи выделяют 2 основных признака: плохая способность переносить фрустрацию и высокий уровень упрямства. Но и эти характеристики могут выражаться у детей по-разному.
Некоторые дети могут проявлять вспыльчивость много раз в день, некоторые – всего 1-2 раза в неделю. У некоторых детей данное поведение проявляется только в определенной обстановке (например, в школе или дома), у некоторых – где угодно. Когда ребенок испытывает фрустрацию, он может кричать, ругаться или проявлять агрессию, эти модели поведения у него могут сочетаться. Неконтролируемое поведение у «взрывных» детей является реакцией на чувство беспомощности из-за фрустрации. И из-за этого ребенку становится трудно находить общий язык с окружающими.
В воспитании мы используем проверенные методы. Почему они не работают?
Родители «взрывных» детей часто используют в их воспитании метод последствий, но не ощущают заметных улучшений. Во многих случаях последствия эффективны, но данный метод основан на принципах, которые могут не сработать в случае с вашим ребенком.
Если родители поощряют хорошее поведение ребенка и игнорируют плохое, это помогает улучшить поведение. Однако при этом не учитываются случаи, когда родители не реагируют на хорошее поведение ребенка, поскольку воспринимают его как должное. Вместо этого они обращают внимание на плохое поведение, пытаясь его исправить. Таким образом, они не признают хорошее поведение ребенка и усиливают плохое.
Метод последствий основан на следующих принципах:
понятные краткие указания помогают ребенку лучше понять, какое поведение от него ожидают родители;
правильное использование последствий (в том числе поощрений и наказаний) учит ребенка следовать родительским указаниям;
последовательность в действиях родителей учит ребенка тому, что они не откажутся от своих правил даже тогда, когда он будет впадать в истерику.
Эти принципы в целом хороши, и родители могут их использовать в воспитании детей. Но если ребенок не может справиться со своим поведением, когда не получает желаемое или когда он испытывает сильную фрустрацию, он не видит ситуацию в целом. В таких случаях ребенок не намеренно проявляет упрямство – он просто не в состоянии понять, что вы пытаетесь изменить его поведение.
Последствия эффективны для того, чтобы научить ребенка, какое поведения является приемлемым, а какое – нет, и мотивировать ребенка вести себя по-другому. Однако большинство детей и без этого хорошо понимают, какое поведение от них ждут. Нет необходимости учить этому детей еще раз. Кроме того, дети не хотят постоянно терять контроль над своими эмоциями или действиями или постоянно испытывать фрустрацию. Иными словами, дети уже заинтересованы в том, чтобы изменить свое поведение, просто не знают, как это сделать. Суть не в том, чтобы установить эффективные последствия – никакие последствия не заставят ребенка отказаться от своих целей и принять ваши.
Указанные особенности относятся не только к «взрывным» детям. При определенных обстоятельствах каждый ребенок может испытывать сильные отрицательные эмоции. И если ребенок не может с ними справиться – никакие поощрения или наказания не помогут.
Представьте такую невероятную ситуацию. Ко мне обратился продюсер Мадонны и предложил огромный гонорар за то, чтобы я выступал вместо нее на концертах. Я был бы очень сильно мотивирован. Я нанял бы преподавателя по вокалу и занимался бы с ним каждый день, несмотря на то, что у меня нет слуха. Но я никогда бы не смог петь как Мадонна. Если бы продюсер наказывал меня за это, я бы испытал фрустрацию: почему я должен соответствовать его нереальным ожиданиям, если я не способен на это физически? Наказания не помогли бы мне научиться петь как Мадонна; у меня бы только накапливалась злость и враждебность.
Почему последствия неэффективны для «взрывных» детей?
По своему определению, последствия наступают после поступка. Они не помогут изменить поведение ребенка в будущем, если ему не объяснить, почему он испытал те или иные последствия в прошлый раз. Последствия также должны быть достаточно вескими, чтобы ребенок захотел изменить свое поведение. Когда ребенок быстро подвергается фрустрации, он теряет способность мыслить четко. Его поведение является реакцией на негативные эмоции.
Когда ребенок не может справиться с возрастающей фрустрацией, он не может рационально оценить свое поведение. Более того, он не может предвидеть последствия, которые влечет его плохое поведение. Если родители в этот момент делают ему замечание, его фрустрация еще больше возрастает. Поэтому ребенок не понимает, что родители ожидают от него выполнения указаний. В таких ситуациях практически невозможно установить связь между соблюдением правил и положительными последствиями и, наоборот, между плохим поведением и отрицательными последствиями. «Взрывные» дети плохо умеют сосредотачиваться и предвидеть наказание, с которым они сталкивались в подобных случаях раньше. Они не умеют учиться на собственном опыте и видеть связь между своим поведением и реакцией родителей.