Результаты исследования
Ученые Московского государственного психолого-педагогического университета, проведя обзор исследований, выяснили, какие механизмы продвигают в обществе (в том числе среди подростков) «нездоровые» идеалы внешней привлекательности.
Не секрет, что в современном мире огромное значение придается внешности, при этом специалисты обратили внимание, что именно в последние 30 лет все больше людей говорят о том, что они недовольны собой. И происходит это потому, что в СМИ и соцсетях нам практически навязывают определенные стандарты красоты.
Установка на «красивое тело» получила название «объективации».
Профессор кафедры клинической психологии и психотерапии факультета консультативной и клинической психологии МГППУ Наталия Польская отмечает, что у девочек, которые рано попадают под воздействие объективации, она может переходить в склонность отождествлять свое тело с личностью. Девочка начинает следить за физической привлекательностью в ущерб даже объективным показателям здоровья.
Такая «самообъективация» способствует отчуждению от своего тела и стыду за него.
В качестве образца для подражания в соцсетях предлагаются изображения с хештегами #thinspiration и #fitspiration — таким образом, идеальным признается только худое тело и спортивная фигура, а естественное тело нужно «победить». При этом страдание (от чрезмерных физических упражнений или строгих диет) романтизируется как часть работы над собой, а все сигналы тела игнорируются.
«Пожалуй, главным инструментом идеализации тела является селфи. Создание и размещение селфи позволяет пользователям исследовать и контролировать свою идентичность в онлайн-пространстве, а также получать положительный отклик от окружающих», — рассказала Наталия Польская.
Но в реальном мире отношение к себе и своему телу ухудшается, человек осознает, что идеал недостижим. Это приводит к целому спектру проблем: постоянному беспокойству, ожиданию отказа, страху негативной оценки.
На основе проведенного анализа исследователи из МГППУ предложили два варианта решения:
- Разработка психологических методик, позволяющих разделить личностные проявления самообъективации тела и здоровое желание выглядеть физически привлекательно и нравиться другим людям.
- Внедрение психолого-просветительских программ, включая повышение медиаграмотности, в работу с группами риска (например, девочками-подростками) и сетевыми сообществами.