Став взрослым, Альберт Эйнштейн вспоминал поворотное событие в жизни, которое вдохновило к занятию наукой. Ему было четыре или пять лет, он лежал в постели из-за какой-то болезни, и отец вручил ему магнитный компас для игры. Мальчик час крутил компас, гадая, почему стрелка всегда указывала на север. «Я до сих пор помню, – писал Эйнштейн, – какое неизгладимое впечатление произвел на меня опыт. Что-то по-настоящему глубокое скрывалось за этой вещью».
Наука игры
На самом деле игры – намного больше, чем забава, это ключ к знанию. Ученые обнаружили, что игра помогает развитию усидчивости ребенка, обогащает навыки исследования, самовыражения и командной работы.
В Sun School воспитатели нацелены на поощрение детей к развитию посредством содержательной игры. Осмысленная игра имеет 5 характеристик:
Дает выбор, чем хочется заниматься ребенок на данном этапе.
Доставляет удовольствие.
Развивается спонтанно.
Движется внутренней мотивацией ребенка – любопытством.
Создает среду, в которой дети пробуют новые идеи: работают в команде, экспериментируют, задают вопросы, исследуют темы, которые интересуют.
Девочка играет и смотрит вверх
В содержательной игре дети – всегда деятельные участники. Например, вместо пассивного изучения задания, дети разыгрывают роли вместе с одногруппниками, реагируют друг на друга в соответствии с созданными ими правилами игры. Попутно обучаясь технике развития памяти и внимания.
Игра и обучение идут рука об руку. Это не отдельные виды деятельности. Они переплетены. Игра – это детская лаборатория, которая способствует когнитивному, языковому, физическому, социальному и эмоциональному развитию.
Любой, кто наблюдал, как младенец радостно комкает оберточную бумагу или размазывает еду по тарелке, видел за работой маленького ученого. Потому что игровое исследование – самый естественный способ обучения.
Ребенок играет
7 способов улучшить усидчивость, внимание и восприятие информации через игру
1. Шахматы
Когда правила игры понятны, начинается самое интересное. Шахматы требуют большой концентрации, развивают внимание и усидчивость. Непросто будет принять тот факт, что пройдет много времени, прежде чем малыш станет опытным игроком. Однако, неудача в игре позволяет развить стратегию, логический ум, усилит способность к предвидению.
Дети играют в шахматы
2. Игра «Зоркий глаз»
Разложите на столе несколько предметов: чайную ложку, мягкую игрушку, листик, пачку салфеток, колечко, монетку, деталь Lego, очки и так далее. Попросите ребенка запомнить предметы, а потом накройте стол тканью.
Подсчитайте, сколько предметов будет названо, снова откройте, дайте ребенку увидеть, какие он запомнил, а какие забыл. Вы с ним можете по очереди быть «вспоминателем», используя те же предметы или заменив их новыми.
Вариант: удалите один или два предмета и попросите ребенка выбрать, каких не хватает.
3. Пение
Дети, которые поют – счастливые дети.
Удивлены? Дело в том, что музыка – мультисенсорное явление, она влияет на те части мозга, которые обычно остаются в «серой зоне». А это означает, что простимулированный мозг значительно превышает производительность слуховой, зрительной, логической памяти (в сравнению с условиями без занятий пением), развивая усидчивость и концентрацию внимания, улучшая когнитивные навыки ребенка.