Рекомендации экспертов Минпросвещения России
Стихотворения, даты, формулы, теоремы и иностранные слова: современным школьникам нужно держать в голове огромное количество информации, запомнить которую бывает очень непросто. Зубрежка, по мнению экспертов Минпросвещения России, — метод совершенно неэффективный. Так как информация вылетит из головы сразу после ответа у доски.
А какие же способы помогут запомнить информацию надолго?
- Пересказ своими словами. Если нужно запомнить параграф из учебника — попросите ребенка рассказать то, что он понял, не используя зазубренные слова и фразы.
- Беседа. Поговорите о том, что ребенок проходил на уроке или читал сам — всей семьей за ужином, например. Возможно, вы сможете тоже рассказать что-то новое и поделиться знаниями.
- Пишите конспекты (и шпаргалки!). Записывая материал, мы лучше закрепляем его в голове. Но важно не переписывать учебник в тетрадь, а фиксировать там только ключевые тезисы. Кстати, написание шпаргалок от руки тоже поможет запомнить материал (а сама шпаргалка, возможно, и не понадобится).
- Визуализируйте теорию. Используйте исторические картины и рисунки, графики по математике, географические карты, изображения литературных авторов и героев и т. д.
- Повторяйте. Вспоминайте прочитанное на прогулке в парке, за ужином дома и даже в автобусе.
- Используйте специальные приемы. Например, кодирование первых букв (по типу «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан»). Или создавайте ассоциации. Например, запоминайте иностранные слова с помощью поиска созвучных слов в русском языке, используйте рифмы или придумывайте увлекательную историю.
- Не торопите. Не стоит наседать на ребенка или даже ругать. Дайте школьнику время настроиться на работу.
- Отдыхайте. Давайте ребенку возможность отдыхать, переключите внимание на другое дело. К тому же периодические повторения с увеличением промежутков времени между подходами помогают лучше усвоить материал.