По данным, озвученным ВОЗ, примерно 1 ребенок из 160 страдает расстройствами аутического спектра. При том обычно аутизм у многих ассоциируется с проблемами поведения и общения. Поэтому нередко при появлении некоей нелюдимости и сложностей в выстраивании отношении с другими у ребенка родители начинают бить панику. Однако иногда врачи при обследовании сталкиваются с «ложным аутизмом» у ребенка, которого проверяют на наличие психической патологии. Как же отличить истинный аутизм от ложного?
«Аутизм — расстройства аутического спектра — это заболевание нервной системы, которое проявляется обычно у детей до трёх лет, характеризуется в первую очередь задержкой развития и нежеланием идти на контакт с окружающими — нарушением социального взаимодействия и коммуникации», — говорит медицинский психолог, Нейропсихолог клинико-диагностического центра «Мединцентр» (филиал ГлавУпДК при МИД России) Олеся Сударева.
Однако, как подчеркивает специалист, не каждый ребенок с трудностями в общении и адаптации — аутист. Нередко это просто замкнутые дети с нормальным развитием, которые просто не хотят взаимодействовать или имеют затруднения в общении с другими детьми или взрослыми. Таким малышам требуется дополнительная помощь от взрослых в социализации.
Как определить болезнь?
Для выявления истинного аутизма требуется внимательно наблюдать за поведением ребенка — если к трем годам малыш не проявляет интереса к окружающему миру, ведет себя так, будто «находится на своей волне», не испытывает потребности в прикосновениях, объятьях, общении — следует насторожиться, предупреждает психолог. «Такие дети обычно не эмоциональны — их лица не меняют выражения, отсутствует жестикуляция, они не смотрят в глаза. При этом ребенок склонен к повторяющемуся поведению — он может совершать однотипные движения, ходить из стороны в сторону, раскачиваться и др. Нередко диагностируется нарушение моторики и координации движений, гиперчувствительность к внешним стимулам — свету, звукам, новым ситуациям. Играют обычно в одиночестве, замкнуты, не реагируют на приход или уход родителей. Из-за речевых нарушений возникают проблемы с коммуникацией», — рассказывает Олеся Сударева.
Стоит отметить, предупреждает психолог Сударева, что первые симптомы проявляются до года. К ним относят следующие признаки:
- отсутствие желания быть на руках у родителей,
- нефизиологическая поза во время кормления грудью,
- меньшая оживленность по сравнению со сверстниками.
«Такие дети могут долго смотреть в одну точку, не откликаться на свое имя, избегают контакта, не реагируют на дискомфорт — голод, холод или жара и другое. Резюмирую, все их действия направлены на избежание контакта с другими людьми — даже родителями, это продиктовано отсутствием необходимых навыков для поддержания коммуникации — как на речевом, так и на эмоциональном уровнях», — поясняет Олеся Сударева. При ложном аутизме такого не наблюдается.
Чтобы понять, что с ребенком, нужно провести обследование, отмечает специалист. Для диагностики проводится скрининговый тест на аутизм, обязательно посещение таких специалистов, как педиатр, психолог, невролог, психиатр. Они уже смогут понять, действительно ли ребенок болен или просто несколько нелюдим.
Как лечить аутизм?
При терапии аутизма важен индивидуальный подход к каждому ребенку, к тем симптомам, которые у него проявляются. Одним требуется интенсивная помощь, в некоторых случаях назначаются лекарства на снятие сопровождающих аутизм проблем — гиперактивности, нарушения сна, ЖКТ и других, говорит Олеся Сударева. «Наиболее действенным является систематическое и последовательное обучение ребенка социально-приемлемому поведению. Оно сопровождается поощрением желательного поведения. Такие действия могут улучшить социализацию ребенка», — подчеркивает специалист.
С возрастом симптомы аутизма могут ослабевать вплоть до полного исчезновения, но в большинстве случаев они сохраняются на протяжении всей жизни.
Существует и атипичная форма аутизма, предупреждает Олеся Сударева. Ее характеризуют нарушения коммуникативной и эмоциональной сфер ребенка, отставание в развитии, ограниченность интереса, при этом, в основном, заболевание не сопровождается отсталостью умственного развития. Заболевание проявляется после трех лет, имеет более смазанную симптоматику и от этого нередко не вызывает опасений родителей. Состояние ребенка списывают на его индивидуальные особенности и темперамент.
«Для лечения подобной формы аутизма также применяется комплексный медико-психологический подход. Спектр методик подбирается индивидуально каждому пациенту. Он направлен на повышение качества жизни, восстановление в социуме. Применяются и образовательные методики, и медикаментозная терапия, направленные на исправление когнитивных нарушений. При раннем обнаружении заболевания возможна положительная динамика, восстановление самостоятельности, моторики, коммуникативных навыков, нормализация психического состояния», — говорит психолог.