Вы когда-нибудь недоумевали, как легко ваши маленькие ангелочки могут довести вас до белого каления? Как правило, родители получаю удовольствие всего 51 % времени, проведенного вместе с ребенком. Остальные 49 % они тратят на контроль над собственными эмоциями, возникающими при взаимодействии с растущим любознательным чадом, которое еще только учится жить в этом огромном мире и совсем не беспокоится о том, какой эмоциональный ущерб при этом наносит своим родителям.
Далее приводится список «поведенческих проблем» у детей, которые могут свести с ума любого родителя, но с которыми важно научиться справляться, поскольку они являются инструментарием детского обучения, роста и развития.
1. Истерики
Вы готовите ужин для всей семьи. У вас был напряженный день. Вы устали. Ребенок снова и снова просит конфет, более того, требует: «Я хочу конфет прямо сейчас». В какой-то момент вы чувствуете, что вот-вот сорветесь. Вы контролируете себя из последних сил и отвечаете: «В нашей семье сладости едят только после еды». Непрекращающиеся требования конфет вскоре перерастают в вопли, что заставляет вас закипать, как тот суп, который вы готовите на ужин.
Почему дети так себя ведут? Истерики приходят от смешанных чувств гнева и огорчения и указывают на незрелость префронтальной коры головного мозга, которая управляет эмоциями и социальным поведением. Согласно исследованиям, такая незрелость в определенной степени помогает ребенку учить язык гораздо быстрее, чем это делает взрослый человек.
Что в этом хорошего? Истерики показывают, что ребенок умеет свободно выражать свои чувства и не считает их плохими. У некоторых детей истерики также могут свидетельствовать о наличии глубоких эмоций и, соответственно, потенциальных страстей.
Рекомендуемый план действий
Прививайте детям речевые навыки и умение контролировать эмоции, описывая их и рассказывая о том, как вы планируете на них реагировать. Например: «Ты сейчас чувствуешь гнев и огорчение. Я подойду и обниму тебя, как только приготовлю суп». Затем игнорируйте истерику до тех пор, пока ребенок не выплеснет свой гнев полностью. Не задавайте малышу вопросы, когда он находится в состоянии гнева. Его мозг все равно не может обрабатывать информацию в состоянии крайнего волнения. Когда гнев ребенка иссякнет и останется только огорчение, утешьте его.
2. Дети легко отвлекаются
Это относится к беспокойным детям, которые не могут усидеть на месте и легко отвлекаются на малейший звук или движение.
Почему дети так себя ведут? Это указывает на «избыток мозга» – больший объем теменной доли головного мозга. По мере взросления проводящие пути нашего мозга «обрезаются» для большей эффективности, что также снижает уровень отвлекаемости и рассеянности.
Что в этом хорошего? Большая теменная доля головного мозга связана с развитием навыков письма, используется для пространственной ориентации и получает большое количество визуальной информации, а также сенсорной информации от прикосновений.
Рекомендуемый план действий
Во время обучения держите руки детей занятыми. То есть займите их руки занятием, связанным с изучаемым материалом. Например, обучая их самостоятельно читать, мы можем предложить малышам самим держать книгу, пальцем следить за словами, которые они читают, и переворачивать прочитанные страницы.
При обучении можно позволять беспокойным детям играть в несвязанные с изучаемым материалом игры, например, перебрасываться мячиком, выполняя примеры на сложение, или позволить играть с солдатиками, изучая деление. Основополагающий принцип заключается в том, чтобы помочь малышам определить наилучшие для них индивидуальные условия обучения.
3. Неумение доводить начатое дело до конца
Важно различать, отказывается ли ребенок доводить до конца любые задания или только какие-то определенные. Например, ребенок может самостоятельно складывать паззл из двадцати частей и при этом не раскрашивает до конца задания на раскраску.
Почему дети так себя ведут и что в этом хорошего? Если дети отказываются только от некоторых видов деятельности, это указывает нам на те или иные таланты и наклонности – занятия, в которых они проявляют меньше упорства, наиболее скучны для них. Мы должны стараться давать малышам больше занятий, которые они любят.
Рекомендуемый план действий
Как бы то ни было, если недостаток усидчивости входит в привычку или проявляется во многих областях деятельности, нужно стараться привязывать «скучный» материал к интересам детей. Например: «Интересно, насколько быстро должен бежать этот бегун, чтобы обогнать своих соперников. Давай узнаем?». Это один из способов связать математическое понятие скорости с реальным соревнованием и таким образом поддержать мотивацию ребенка.
Для того чтобы дети умели лучше контролировать себя и становились более целеустремленными, учите их разбивать сложные задачи на несколько составных, более мелких и легких частей.
4. Совершение необдуманных, опрометчивых поступков
У вас никогда не выпрыгивало сердце из груди, когда вы видели, как ребенок бежит в сторону проезжей части? А от детских экспериментов со своим образом жизни сжималось ли у вас все внутри?
Почему дети так себя ведут? Лобная доля головного мозга у детей (отвечающая за оценку рисков) еще не так хорошо согласована с остальной частью мозга, как у взрослых людей.
Что в этом хорошего? Дети максимально используют возможности выходить за рамки известного и ступать на неизведанные территории. Это является признаком инновационного потенциала и храбрости.
Рекомендуемый план действий
Детей младшего возраста можно физически удерживать в ситуациях, которые могут привести к катастрофическим последствиям (например, не позволять им играть с электрическими розетками). Родителям детей старшего возраста следует совместно с ними выяснить причины, по которым необдуманные решения доставляют им такое удовольствие. Можно ли получить такую же радость более безопасным способом, например, заниматься в детской школе картинга под руководством тренера вместо того, чтобы устраивать гонки (на велосипедах, роликах, самокатах и т. п.) на автомобильных дорогах общего пользования.
5. Прямолинейность, непритворность
Вы когда-нибудь краснели из-за слов, которые дети произносят в публичных местах? Вам никогда не хотелось спрятаться, когда ребенок во всеуслышание заявлял о том, что вы хотели бы скрыть от общественного внимания.
Почему дети так себя ведут? Эмпатия – это навык, которому нужно учиться так же, как, например, езде на велосипеде или арифметике.
Что в этом хорошего? Отсутствие у ребенка боязни выражать то, что он чувствует, свидетельствует о его защищенности, честности и наблюдательности.
Рекомендуемый план действий
Помогите малышу понять, что вы чувствуете, когда такие смущающие вас подробности распространяются на публике. Сделайте это мягко, деликатно и в подходящее время. Попросите его не делиться этим публично, чтобы никто не чувствовал себя сконфуженным. Однако будьте готовы к повторению таких высказываний.
6. Несговорчивость, неуступчивость
Вы опаздываете. Вы уже дважды сказали ребенку о том, что он должен закончить свою игру и обуться к выходу. А он, совершенно не обращая внимания на ваше нарастающее отчаяние, продолжает играть, будто вы ни о чем его не просили!
Почему дети так себя ведут? Это происходит только время от времени или постоянно? Ребенок не слушается только вас или всех взрослых, участвующих в его воспитании? Если это происходит время от времени по отношению к определенным людям, такая несговорчивость может отражать их взаимоотношения с ребенком.
Что в этом хорошего? Такая несговорчивость, неуступчивость говорит о том, что ваш ребенок не из тех, кто легко поддается постороннему влиянию, знает, чего он хочет и чего не хочет, и чувствует свободу в выражении собственных предпочтений.
Рекомендуемый план действий
Дети лучше всего учатся у наставников, которые им нравятся. Это относится и к родителям, потому что родители являются первыми учителями своего ребенка. Задумайтесь о ваших взаимоотношениях и о том, каким образом вы можете улучшить оказываемую малышу поддержку. Например, говорите ли вы машинально ребенку «нет»? Если да, то стоит изменить свою реакцию в ответ на просьбы и действия детей на более позитивную. Например, вместо слов «Нет, не трогай вазу» просто поставьте ее вне досягаемости ребенка или попробуйте переключить его внимание на другое занятие: «А давай будем лепить из пластилина!». Чем не возможность показать ребенку, что вы с ним заодно?
7. Проявления недружелюбия
«Здравствуй, девонька!», – ласково приветствует вашего ребенка консьерж, с которым вы ежедневно видитесь в своем подъезде. Ваша дочь лишь молча смотрит на него и редко удосуживается ответить хоть что-либо.
Почему дети так себя ведут? Не все дети реагируют подобным образом, и хотя такое поведение часто ставит родителей в неловкое положение, детская неразговорчивость и скрытность могут быть наследственными. Ребенок по своей природе может быть спокойным наблюдателем, который сначала некоторое время стоит в стороне и смотрит, а затем начинает действовать.
Что в этом хорошего? Это поведение свидетельствует о сильных качествах ребенка, таких как бдительность и осторожность, необходимых для того, чтобы быть в безопасности. В конце концов, разве они не маленькие дети в огромном взрослом мире?
Рекомендуемый план действий
Объясняйте ребенку, что можно проявлять дружелюбие без излишней доверчивости, и демонстрируйте дружественные приветствия на собственном примере. Возможно, если вы начнете первыми вежливо приветствовать знакомых людей, ребенок последует вашему примеру. Важно обучить малыша тому, что проявлять дружелюбие вполне безопасно и что существуют другие социальные способы защиты, которые можно использовать в случае необходимости.
8. Высокий уровень энергии
«Мамочка, мамочка, почему Саша бегает?». «Потому, что мы на детской площадке, и он находится в поле зрения своей мамы». Буквально через доли секунд ваш ребенок понимает, что он и сам находится в таком же положении, и, не дав вам возможности высказать какие-либо предупреждения, убегает прочь. Через несколько секунд его уже и не видно.
Почему дети так себя ведут? У детей много физической энергии и ими движут любопытство и любознательность.
Что в этом хорошего? Это свидетельствует о желании ребенка исследовать неизвестное, параллельно совершенствуя свои навыки (в данном случае умение бегать), и о его открытости к экспериментам. Физическая активность также способствует интеграционным процессам в белом веществе головного мозга.
Рекомендуемый план действий
Найдите безопасные места, в которых дети смогут свободно выплескивать свою энергию и проверять свои физические возможности. Такими местами могут быть парки с батутами и детские площадки. Старшим детям могут подойти такие занятия, как скалолазание, плавание, боевые искусства, спорт или танцы. По сути, мы должны помочь детям понять, что существуют безопасные и специально отведенные места для удовлетворения своих потребностей.
9. Неопрятность, неаккуратность
Неаккуратные игры детей способны свести с ума даже самых терпеливых родителей. Во время приема пищи дети часто разбрасывают еду, лепят из хлеба фигурки зверей и разливают соусы и напитки.
Почему дети так себя ведут? Это попытки задавать вопросы и экспериментировать с различными материалами в поисках ответов.
Что в этом хорошего? Такое поведение ребенка свидетельствует о его склонности к экспериментам и исследованиям, порой можно буквально наблюдать, как работает его мозг, когда ребенок отмечает для себя, что мясо тонет в супе, а некоторые овощи плавают на поверхности.
Рекомендуемый план действий
Взрослые должны поддерживать и направлять детей на исследования в игровой форме. Предоставьте детям такие материалы, как песок и воду, глину, пластилин и краски, а также любой реквизит, необходимый для игр. Это поможет малышам понять, что существуют подходящие и неподходящие места для исследования своих потребностей – потребностей в новизне и тактильных ощущениях, которые доставляют им такое огромное удовольствие.
10. Резкая смена настроений
После тяжелого рабочего дня мы хотим видеть счастливого ребенка, который освещает наш день своей лучезарной улыбкой и веселым голосом. Однако из-за определенных событий своего дня ребенок может встретить нас в совершенно противоположном настроении.
Почему дети так себя ведут? Во время взросления практически все дети проходят через периоды капризности, отрицания и неуравновешенности.
Что в этом хорошего? Это свидетельствует о том, что дети могут безопасно и свободно выражать то, что они чувствуют.
Рекомендуемый план действий
Важно поддерживать детей, пытаясь смотреть на мир их глазами, сопереживать их чувствам и чутко относиться к тому, как повседневные занятия влияют на их энергию и настроение. (Детей младшего возраста успокаивает предсказуемый график мероприятий.) Кроме того, нужно научить детей, что хотя их эмоции ценны и значимы, способы их выражения нужно корректировать. Например, набрасываться с криками на других людей неприемлемо, вместо этого можно немного нахмуриться и некоторое время поиграть в одиночестве.