Трагедия нашего общества заключается в том, что мужчины считаются неспособными чувствовать или сопереживать другим людям в той степени, в которой это могут делать женщины. Однако ученые обнаружили, что общественное мнение о социальных и эмоциональных способностях мужчин (также и мальчиков) не соответствует действительности, и что развитие их природной способности быть эмоционально сонастроенными и выстраивать глубокие взаимоотношения чрезвычайно важно для их благополучия. Но мы не можем ждать, пока мальчики станут мужчинами, мы должны начинать эту работу прямо сейчас, пока они еще пребывают в процессе роста.
Эмоциональное и социальное развитие мальчиков
Исследования, проведенные среди младенцев, показали, что с точки зрения неврологии не существует большой разницы в способностях к эмпатии между мальчиками и девочками. Однако, по мнению неврологов, в связи с тем что девочки более свободно выражают свои эмоции, их способность определять и понимать свои и чужие чувства имеет больше возможностей участвовать в развитии навыков сопереживания.
Что касается мальчиков, то профессор Стэндфордского университета Джуди Чу утверждает в своей недавней книге «Когда мальчики становятся мальчиками», что культура в гораздо большей степени, чем природа, ограничивает социальные и эмоциональные умения ребят. Во время своего двухлетнего исследования Чу наблюдала шесть четырех- и пятилетних мальчиков – в этом возрасте они, как правило, эмоционально отдаляются и дистанцируются в отношениях – и обнаружила, что мальчики очень тонко умели определять собственные эмоции и эмоции других людей. Они также знали, как нужно развивать серьезные отношения, к которым очень стремились.
Чу заметила, что в средней группе детского сада мальчики становятся невнимательными и «невнятными» в отношениях. Но она связала это не с какой-то врожденной неспособностью симпатизировать и устанавливать взаимоотношения с окружающими, а с тем, что мальчики начинают приводить свое поведение в соответствие с традиционными мужскими нормами, в частности такими, как позерство, чтобы производить впечатление на окружающих и поддерживать отношения со сверстниками.
Так, без ведома родителей и воспитателей мальчики организовали компанию под названием «Злая команда» (единственная цель которой заключалась в том, чтобы плохо вести себя с девочками) как способ утвердить свою мужественность и противостоять женственности. Лидер команды установил правила и руководил по большей части не очень хорошими поступками мальчишек. Члены команды знали, что нарушение правил или невыполнение приказа, даже если он казался им неправильным, приводило к немедленному исключению из команды и, следовательно, к социальной изоляции.
И все же один мальчик в конце концов решил покинуть команду, несмотря на социальные последствия, потому что не хотел быть зависимым от решений другого мальчика. Этот поступок, по мнению Чу, свидетельствует о том, что мальчики выбирают, а не бездумно принимают то, как они должны относиться к другим людям согласно общепринятым мужским нормам.
Чу также отметила, что, когда мальчики стали старше, они начали демонстрировать эмоциональный стоицизм и самодостаточность как способ противостоять ассоциативной связи женственности и необходимости или стремлению к эмоциональной близости. Однако такое поведение, как правило, проявлялось только в общественных местах, так как родители сообщали, что дома мальчики вели себя очень ласково.
Хотя выводы Чу нельзя экстраполировать на всех мальчиков, учитывая небольшую выборку шестилетних ребят, два года ее наблюдений и интервью выявили важный аспект социально-эмоционального развития: мальчики, как и все мы, развивают свои социальные и эмоциональные способности как во взаимоотношениях, так и индивидуально, а опыт каждого ребенка основывается на многих факторах, таких как взаимодействие в семье, со сверстниками и учителями, воздействие средств массовой информации, а также индивидуальные особенности. Таким образом, несмотря на то что у всех нас есть соответствующие способности, социально-эмоциональное развитие каждого человека происходит по-разному.
Значение дружбы между мальчиками
Когда мальчики вступают в подростковый возраст, их эмоциональные и социальные способности вновь проявляют себя в однополой дружбе. В своей книге «Непостижимая тайна дружбы мальчиков-подростков» профессор Нью-Йоркского университета Найоби Вэй описывает эмоционально близкие дружеские отношения ребят раннего и среднего подросткового возраста, в которых они делятся секретами и чувствами.
За 20 лет интервью с сотнями этнически, расово и экономически разных мальчиков-подростков Вэй много раз слышала о том, что без дружеских отношений они бы просто сошли с ума. Другими словами, мальчики осознавали связь между близкими дружескими отношениями и собственным психическим здоровьем.
Тем не менее Вэй обнаружила, что когда ребята достигали позднего подросткового возраста, они начинали испытывать меньше доверия и страх предательства своих сверстников мужского пола. Они также стали усваивать общепринятые мужские нормы, приравнивая близкие дружеские отношения к гомосексуальным, девичьим или незрелым. В результате мальчики были менее склонны иметь близкого друга мужского пола, даже несмотря на то, что все они говорили, что такой друг им необходим. Вэй также отметила, что в этот период уровни одиночества и депрессии мальчиков стали расти.
Вэй утверждает, что наша культура непосредственно несет ответственность за разрушение природной способности мальчиков и девочек к эмпатии и эмоционально близким дружеским отношениям. «Это не кризис только лишь у мальчиков, говорит Вэй, – но и общечеловеческий кризис эмоциональной связи», который негативно влияет на наши семьи, наши школы и наши политические и экономические институции.
Изменение убеждений нашего общества в социальных и эмоциональных способностях мальчиков не произойдет в одночасье, но и педагоги, и родители могут многое сделать, чтобы помочь ребятам развить способности, которыми они уже обладают.
Один мальчик описал свою однополую дружбу, как «глубокую, очень глубокую, сидящую внутри вас, вы не можете это объяснить… это просто происходит, это человеческая природа». И Вэй, и Чу отметили, что мальчики были хорошо осведомлены о своей способности эмоционально связываться с другими людьми, но при этом научились разделять свое внешнее поведение и глубокие чувства, мысли и желания для того, чтобы соответствовать мужским нормам.
Как нам помочь своим детям? Чтобы стать им хорошим примером, в первую очередь мы должны подвергнуть проверке наши собственные убеждения об эмоциях и взаимоотношениях, а также соответствие наших убеждений и поступков. Например, подавляем ли мы сильные чувства, такие как сострадание или печаль, потому что боимся показаться слабыми? Или мы понимаем, что эмоции являются лишь частью человеческого опыта, и умение правильно справляться с ними делает нас сильнее? Позволяем ли мы себе быть уязвимыми, делясь своими сокровенными мыслями и чувствами с друзьями и побуждая их делиться с нами? Или мы общаемся с людьми поверхностно из-за страха перед обидами и предательством?
Размышляя о наших собственных эмоциональных и социальных убеждениях и проблемах, мы становимся лучше подготовленными к тому, чтобы научить мальчиков разбираться в тонких социальных и эмоциональных нюансах взросления в обществе, которое ожидает от них определенной модели поведения, которая противоречит их естественным потребностям.
Помогайте мальчикам научиться уважать собственную потребность в эмоциональной связи и развивать свои эмоциональные и социальные способности.
Важно объяснить мальчикам, что эмоции естественны, и их не нужно подавлять. Наши чувства имеют большое информационное значение, помогают управлять позитивными взаимоотношениями и подпитывать их.
И, наконец, мы должны убедить мальчиков в том, что эмоционально близкая однополая дружба является частью мужской зрелости, и поощрять их поддерживать крепкие дружеские отношения с другими мальчиками по мере взросления. Мы также должны делиться с детьми тем, насколько важны для нас дружеские отношения и насколько сильное влияние оказывают друзья на наше здоровье и благополучие – возможно, даже более сильное, чем наши супруги и родственники.