Значение речи в жизни человека сложно переоценить. Именно овладение языком в свое время выделил наш вид из множества других. Мы используем данный механизм не только для передачи информации, но и для осуществления процесса вербального мышления, творчества, сохранения и передачи знаний.
Диагноз «задержка речевого развития» из довольно редкого становится все более привычным. Данному явлению может быть дано следующее определение:
Задержка речевого развития (ЗРР) — это отставание детей по качественным или количественным показателям от возрастных норм овладения устной речью, что характеризуется недоразвитием пассивного и (или) активного словаря, экспрессивной или фразовой речи.
Советуем почитать: «Речевое развитие ребенка (от рождения до 4 лет)».
Предпосылки возникновения задержки речевого развития
Причин по которым может возникнуть задержка речевого развития у ребенка множество. Условно можно выделить прямые и косвенные предпосылки возникновения ЗРР.
К косвенным причинам относятся:
особенности внутриутробного развития малыша: гипоксия и асфиксия в родах, недоношенность или переношенность, родовые травмы, внутриутробные инфекции;
ряд заболеваний, такие как менингит и энцефалит, а так же осложнения после перенесенных болезней (корь, скарлатина);
общее состояние иммунной системы (у детей со слабым иммунитетом чаше встречается диагноз ЗРР).
Условно к косвенным причинам может быть отнесена и половая принадлежность малыша. Известно, что у мальчиков задержка речевого развития наблюдается в 4 раза чаще, чем у девочек.
Основные же причины, приведшие к задержке речевого развития у ребенка, более конкретны. Они делятся в свою очередь на внутренние (физиологические) и внешние.
Физиологические причины возникновения задержки речевого развития:
Нарушения в работе центральной нервной системы.
Нарушения в работе слухового аппарата.
Генетические предпосылки.
Нейроинфекции.
Травмы мозговых оболочек.
Внешние причины возникновения задержки речевого развития:
Недостаток речевых контактов. Попросту говоря, когда малыш не слышал достаточное количество разговорной речи для полноценного пополнения словарного запаса и тренировки речевых навыков.
Чрезмерная перегруженность окружающей среды информацией. Ситуация обратная предыдущей. Когда взрослые говорят быстро, дома постоянно работает телевизор и радио, произнесенные слова не адресованы малышу (мультфильмы) для крохи речь становится «фоновым шумом».
Неблагоприятная обстановка в семье. Дети, подверженные стрессу и испытывающие постоянное эмоциональное напряжение, склонны начать говорить позже.
Гиперопека. Предупреждение всех пожеланий малыша также может стать причиной возникновения задержки речевого развития (крохе не надо учиться высказывать свои желания).
Причины могут быть и иные. Но чем точнее все они будут определены, тем эффективнее и быстрее будет проходить лечение. Примерно в 30 случаев причина задержки речевого развития так и остается до конца неясной.
Признаки задержки речевого развития
Чем раньше будет выявлено отклонение, тем легче его будет купировать. Можно выделить следующие признаки отклонения в речевом развитии ребенка:
До года:
Отсутствие эмоциональной реакции при обращении к ребенку 3-4 месяцев (малыш не поворачивает голову на звук, не реагирует на мамину речь).
Отсутствие лепета в возрасте 8-9 месяцев.
От года до двух:
В речи ребенка нет простых слов (например, «дай», «мама», «папа», «баба»).
Малыш не понимает обращенную к нему просьбу, не может показать знакомые предметы.
У ребенка есть проблемы с жеванием. Он давится даже небольшими кусочками.
К двум годам ребенок не пытается освоить новые слова.
От 2 до 3 лет:
Ребенок использует менее 20 слов.
Не может найти и принести знакомый предмет, если он находится вне поля его зрения.
Не пытается составлять фразы, состоящие хотя бы из 2 слов.
В 3 года:
Речь ребенка мало понятна окружающим.
Малыш не используют простых предложений.
В речи отсутствует местоимения и наречия, кроха не склоняет слова.
Малыш говорит быстро, проглатывая окончания.
А ребенок не понимает и не может составить предложения, относящиеся к прошлому и будущему.
4-5 лет:
Малыш знает ограниченное число слов, с трудом запоминает новые слова.
В речи отсутствуют союзы.
Остаются трудности с произнесением шипящих звуков.
После 5 лет:
Крохе не даются звуки «р» и «л».
Речь эмоционально не окрашена.
Малыш не использует все части речи.
Продолжает использовать только простые предложения.
Не может составить рассказ по картинке, сделать понятный пересказ текста.
Если наблюдается хотя бы одна из перечисленных проблем, стоит обратиться к специалисту.
Недопустимо также чтобы малыш повторял слова зеркально или говорил готовыми фразами из мультиков. Подобное поведение не свидетельствует об интенсивном развитии речи, а говорит о психическом отклонении.
Когда обращаться к специалисту?
Итак, речь ребенка о чем-то настораживает взрослых. У родителей тут же возникает вопрос: «Когда именно необходимо обратиться к врачу?». На этот счет есть однозначный ответ — сразу же. Чем раньше будет выявлено отклонение и начато лечение, тем выше вероятность эффективной коррекции.
Если кроха отстает от сверстников на полгода и более — не тяните. Пусть лучше врач просто не подтвердит ваших опасений, если все хорошо, чем после регулярно посещать не всегда бесплатные занятия.
Типичные байки в отношении речевого развития
Очень часто родители под влиянием советов знакомых и друзей затягивают посещение специалиста, упуская момент, когда отставание в речевом развитии могло пройти быстро и легко. Вот типичные баки, которыми объясняется подобное поведение.
«Это все генетика и врожденная особенность!»
Соседки на лавочке, подруги и родственники готовы рассказывать истории о «волшебном» обретении ребенком дара речи в 3-4, а то и 5 лет. «Антоша не говорил до 4 лет, а потом начал разговаривать сразу предложениями!», — типичный пример подобных обнадеживающих высказываний.
Действительно, нет ничего невозможного и кроха, прежде произносивший около двух десятков слов, мог совершить подобный прорыв, но это крайне редкий случай (1 на 1000). Куда более вероятно иное объяснение: память человека крайне избирательна. Вероятнее всего, люди просто припоминают так называемый «лексический взрыв», приходящийся на возраст около двух лет. А память просто «сделала ребенка старше». И наоборот — кроха говорил довольно много, но переход к фразовой речи так врезался в память родителя, что количество произносимого до этого было мозгом приуменьшено.
«Ребенка отправят в специальный сад, а затем в школу, не надо рисковать!»
Сколько несчастных родителей, напуганных подобным утверждением, пытались решить проблему самостоятельно, «по книжке» или выкладывая немалые суммы сторонним специалистам. Диагнозов в нашей стране бояться до сих пор.
Неврологи и логопеды приводят поразительную статистику. Так, большинство детей до 3 лет, чьи родители обратились к врачам по поводу отставания малыша в речевом развитии, получали диагноз ЗРР (задержка речевого развития). При обращении же к специалисту после 5 лет, лишь 20 % детей получат данный неосложненный диагноз. Большинство увидит уже другую запись: ЗПРР (задержка психо-речевого развития), поскольку речь тесно связана с развитием и формированием интеллектуальных, эмоционально-волевых и мыслительных процессов.
При этом длительность корректировки и количество необходимых специалистов будет увеличиваться пропорционально упущенному времени. Так, если большинству детей 2-3 лет бывает достаточно 1-2 занятий с логопедом в неделю и курса медикаментов, то после 4-5 лет, особенно в случае постановки диагноза ЗПРР, посещение логопеда будет рекомендовано ежедневное, а так же необходимо будет, хотя два раза в неделю встречаться с детским психологом и ежемесячно с неврологом.
«Наверстать можно всегда»
Увы — нет. Активное усвоение речи происходит у ребенка в возрасте до 7 лет. Если коррекция начата слишком поздно, у крохи остается чересчур мало времени для активного освоения грамматических и лексических закономерностей языка.
В случае с такими заболеваниями как алалия (если у ребенка вообще отсутствует речь, в том числе словоподрожание) вероятность что он заговорит после 6 лет, составляет всего 0,2 %. В возрасте после 8 лет ребенок уже не способен полноценно освоить речь и придется искать иные методы коммуникации.
К какому специалисту обращаться?
При выявлении проблем с речью у ребенка первое, что необходимо сделать — посоветоваться с педиатром. Сразу после педиатра необходимо будет посетить:
Сурдолога. Он определит, есть ли у ребенка физиологические особенности, препятствующие нормальному развитию речи.
Невропатолога для выявления иных причин возникновения ЗРР.
Исходя из результатов осмотра, могут быть могут потребоваться дополнительные исследования (ЭКГ, МРТ, ЭХОКГ). Будут даны и рекомендации относительно целесообразности посещения других специалистов (детский психолог или даже детский психиатр, дефектолог, логопед).
Методы лечения задержки речевого развития
Как видите, выявлением и постановкой диагноза «задержка речевого развития» занимается далеко не логопед. Данный специалист займется с малышом коррекцией, если она необходима, а вот лечение ребенок будет получать у невролога или (в сложных случаях) у детского психиатра.
Как правило, без медикаментозной терапии в данном случае не обойтись. И только невропатолог (психиатр) может подобрать нужный малышу препарат.
Поскольку относительно любых препаратов, влияющих на функции головного мозга, ходит множество «страшных сказок» остановимся немного подробнее на том, что именно могут назначить ребенку.
Лекарства на основе гамма-аминомасляной кислоты (пикамилон, пантогам, аминалон и др.). Направлены на усиление межклеточных связей в головном мозге, лучшее усвоение глюкозы, в клетках головного мозга.
Препараты на основе пиритинола (энцефабол, церебол, энербол). Данные лекарства снижают концентрацию свободных радикалов, повышают уровень стойкости клеток головного мозга при неблагоприятных воздействиях (сотрясения, повышенная возбудимость, кислородное голодание), обеспечивают их питание.
Препараты на основе клеток животных (кортексин, церебролизин). Становятся «строительным материалом» при повреждениях участков нервной ткани за счет использования готовых аминокислот.
Цераксон обладает выраженным стимулирующим эффектом. Способствует повышению стойкости мембран клеток, способствует устранению отеков и застойных явлений.
Различные витаминные препараты поливитаминные комплексы (нейромультивит, мильгамма, витамин B и другие).
Препараты способны дать необходимый толчок для развития тех или иных процессов, но их еще нужно уметь запустить. Параллельно с медикаментозным лечением будет назначена работа с логопедом и детским психологом.
Также, в зависимости от причины возникновения задержки речевого развития, ребенку могут быть рекомендованы:
электрорефлексотерапия и магнитотерапия способствующие восстановлению работы отдельных участков головного мозга;
альтернативные методы лечения, например, иппотерапия (лечение лошадьми), музотерапия, предметно-сенсорная терапия, арт-терапия;
занятия на развитие мелкой и крупной моторики.
массаж, подвижные игры, ритмика и логоритмика (особенно если причиной возникновения задержки речевого развития являются физиологические особенности ребенка).
Как уже говорилось, количество занятий будет подобрано индивидуально. При этом, при существенной задержке речевого развития, наилучшие результаты даст комплекс медикаментозных, физиологический и психологических мер.