Каким был бы наш мир без этикета?
Конечно, можно жить, и ничего не зная о правилах этикета (в этой жизни есть и кое-что похуже, чем подобное незнание). Но всё-таки с хорошими манерами жизнь становится проще, удобнее и приятнее. Этикет – это не что иное, как правила уважительного, вежливого и тактичного отношения к окружающим людям в самых различных ситуациях. Если бы его не было, наша повседневная жизнь была бы переполнена конфликтами и ссорами, и войн в этом мире стало бы, наверняка, ещё больше.
Соблюдая правила этикета и элементарной вежливости, ваш ребёнок не только прослывёт тактичным и воспитанным представителем человеческого рода, но и, скорее всего, сможет наладить хорошие отношения с огромным количеством людей, и будет иметь много добрых знакомых.
С чего начинается «этикеточное» образование детей
Совсем не обязательно чётко и неукоснительно соблюдать все «этикеточные» законы, и знать, в какой руке нужно держать тот или иной столовый прибор в заведениях общественного питания. Гораздо важнее уважительно относиться ко всем окружающим людям в любой жизненной ситуации. Именно это необходимо, прежде всего, объяснить ребёнку, перед тем как перейти с ним к изучению правил хорошего тона.
Начинать знакомство детей с заповедями этикета можно с самого раннего детства, примерно с двух-трёх лет, как только они начнут что-то понимать и станут принимать активное участие в семейных мероприятиях за общим столом.
Конечно, малыш далеко не сразу поймёт, почему нужно поступать тем или иным образом в различных ситуациях. Для этого потребуется определённое время. Но чем раньше вы начнёте знакомить его с правилами хорошего тона, тем меньше вам придётся впоследствии краснеть за его поведение за пределами дома.
Детям дошкольного, младшего и среднего школьного возраста, прежде всего, нужно знать основы поведения за столом, а также речевой и «общественно-гостевой» этикет. Впоследствии можно будет рассказать им и о более узких и специализированных разновидностях этого искусства взаимного уважения (об «ухаживающем», деловом, ресторанном этикете, разговорном этикете на английском языке и т.д.).
Правила поведения за столом: знакомство с удивительным миром этикета
Знакомство ребёнка с удивительным миром этикета лучше всего начать с изучения правил поведения за столом на семейных завтраках, обедах и ужинах. Это отличная возможность для того, чтобы показать малышу, как следует вести себя во время приёма пищи с другими людьми. Познакомившись с внутренними основами семейного столового этикета, ему не сложно будет впоследствии соблюдать эти правила во время приёма пищи в гостях или в заведениях общепита.
Объясните ребёнку, что, прежде всего, во время совместного приёма пищи с другими людьми нужно избегать некрасивого, неэстетичного, «анти-аппетитного» поведения (чавкать, рыгать, ковыряться в зубах, вытираться рукавом, играть с едой, пачкать пищей себя и окружающих, «похищать» закуски с чужих тарелок, пользоваться не своими вилками и ложками и т.д.). Ненавязчиво тренируйте у него «пищевую» вежливость. Пусть привыкает есть спокойно, аккуратно, никому не мешая, и не забывая в конце трапезы поблагодарить тех, кто её приготовил.
Возможно, у ребёнка далеко не всё будет получаться сразу, и поначалу он будет вести себя за столом несколько диковато и непредсказуемо. Но поскольку это будет происходить в рамках семьи, переживать из-за этого не нужно. Главное, чтобы к моменту «выхода в свет», когда вы начнёте ходить с ним в гости, и будете принимать пищу в каких-то других местах, помимо дома, он чётко знал, что нужно и что не нужно делать во время совместных трапез с другими людьми.
Разговорный этикет: учим ребёнка элементарной вежливости
Как только ребёнок уверенно заговорит на великом и могучем русском языке, имеет смысл познакомить его с основами разговорного этикета, которые помогут ему вежливо и тактично контактировать с окружающими людьми.
Прежде всего, нужно обучить его самым элементарным постулатам разговорного этикета: здороваться с теми, кого он знает или кого хочет поприветствовать, в нужных ситуациях использовать слова спасибо, пожалуйста, будьте добры, обращаться к тем, кто значительно его старше на «вы» и по имени-отчеству, извиняться перед тем, как кого-то перебить, не хамить, не дерзить, никого не обзывать и т.д.
Освоение ребёнком разговорного этикета значительно упростится, если он поймёт, с кем нужно общаться официально (учителя, тренера, незнакомые дяди и тёти и т.д.), а с кем неформально и непринуждённо (сверстники, друзья, близкие родственники и т.д.).
Не беда, что у малыша далеко не сразу будет всё получаться. Пока он маленький, ему многое можно простить. Хуже будет, если и в подростковом возрасте он ничего не будет знать об элементарной вежливости, и станет большим специалистом в области грубости и хамства.
Что нужно знать ребёнку об общественно-гостевом этикете
Ещё одна важная часть «этикеточного» образования детей – это правила поведения в гостях и в общественных местах. Перед тем, как вы начнёте посещать с ребёнком своих друзей, знакомых и родственников, а также какие-то общественные заведения и публичные места, желательно ненавязчиво познакомить его с тем, как нужно вести себя в подобных ситуациях, что нужно при этом делать и не делать, что следует говорить, а о чём лучше промолчать.
Объясните своему малышу, что в гостях нужно вести себя вежливо, тактично и скромно, не следует шуметь, лазить по шкафам и ящикам, и, прежде чем что-то сделать или куда-то пойти, нужно обязательно спрашивать на это разрешение у родителей или у хозяев дома. Если ему не слишком понравится угощение, которое ему предложат, пусть лучше промолчит, чем скажет всё, что он о нём думает. Желательно также приходить в гости с каким-нибудь подарком, а прощаясь, благодарить хозяев за гостеприимство.
Огромное значение имеет и знание ребёнком элементарных правил поведения в публичных местах. Приучайте его к тому, что не следует, где бы то ни было за пределами дома, показывать на кого-то пальцам, ковыряться в носу и в других частях тела, чихать и кашлять, не прикрывая рот ладонью, не извиняться, случайно кого-то задевая и т.д.
Очень важно объяснить ребёнку и то, что далеко не всё, что приходит ему на ум, нужно обязательно озвучивать. Учите его контролировать себя и свою речь, чтобы он чётко знал, что можно говорить только среди своих, а что — в присутствии других людей, и тогда вам не будет мучительно больно за его детскую непосредственность и откровенные «выступления» в публичных местах.
«Этикеточное» образование: от теории к практике
Для того, чтобы дети правильно восприняли «этикеточную» информацию, вряд ли её нужно преподносить в виде скучных и занудных лекций. Заставлять детей быть вежливыми и каким-либо образом их дрессировать в этом плане тоже не нужно.
Очень важно, чтобы ребёнок понимал, почему нужно вести себя тем или иным образом, а не просто автоматически и бездумно следовал заповедям этикета. Поощряйте все его «почемучки» на эту тему, и рассказывайте, что подразумевает то или иное правило. Он должен расти вежливым и тактичным не потому что «так нужно», а потому что он действительно уважительно относится к окружающим его людям.
Для того, чтобы ребёнку было интереснее изучать и запоминать правила этикета, в дошкольном и младшем школьном возрасте можно использовать его любимые игрушки, с которым можно обыгрывать ситуации визита в гости, в театр, в торговый центр и т.д. Можно также попробовать сочинять с ним короткие стихи, рифмуя разнообразным образом главные «этикеточные» слова (здравствуйте, до свидания, пожалуйста, спасибо, извините и т.д.)
Естественно, если вы учите ребёнка правилам хорошего тона, а сами соблюдаете их раз в году, то вряд ли в будущем он превратится в образцово-показательного, вежливого и тактичного человека.
Ну, и, конечно, главным элементом «этикеточного» образования должна стать практика. Познакомив ребёнка с теоретическими основами правил хорошего тона, предложите ему применить их в гостях, во время прогулки на улице, при посещении торгового центра и т.д. Только так он сможет освоить это искусство.
Полезно ли нарушать правила этикета для развития бунтарского таланта?
Даже если ваш ребёнок будет всячески сопротивляться формальному соблюдению правил этикета, нужная информация всё равно зафиксируется в его подсознании, и он будет знать, как поступают в тех или иных ситуациях вежливые и тактичные люди. Поэтому, ненавязчиво обучайте его этому искусству, даже если нет никаких видимых результатов вашей деятельности.
У каждого человека должно быть право выбора. Ваша задача – познакомить ребёнка с правилами этикета, а дальше пусть он сам решает, стоит ли ему им следовать, и в каких ситуациях можно обойтись без них (наедине с собой этикет точно не нужен).
Не внушайте ему, что правила этикета – это некая догма, которой нужно следовать неукоснительно, без какой-либо импровизации. Иногда для развития бунтарского таланта их вполне можно и нарушить (что гораздо сложнее, чем автоматически, по инерции, им следовать).
Но чтобы нарушать правила этикета, их нужно знать. Поэтому, в любом случае, рассказывайте своему ребёнку о том, что такое хорошие манеры и для чего они нужны, а окончательное право выбора по их использованию пусть останется за ним.